Каждый человек имеет конституционно закрепленное право защищать свои честь, достоинство и деловую репутацию любыми не запрещенными законом способами. В последнее время участились случаи размещения в сети Интернет необоснованных негативных отзывов. Такие отзывы могут размещаться по заказу недобросовестных конкурентов. В данной статье рассмотрим, что делать в таких случаях лицу, о котором разместили отзыв, несоответствующий действительности.

Честь, достоинство и деловая репутация — что это такое.

Под честью подразумевается общественная оценка общества моральных качеств конкретного человека. Достоинство представляет собой внутреннюю оценку своих качеств, способностей и поступков. Понятие деловой репутации чаще всего применяется к юридическим лицам и характеризует оценку деловых качеств организации или индивидуального предпринимателя обществом.

В случае распространения в сети Интернет в отношении граждан порочащих сведений, они вправе обратиться в судебные органы за защитой своих прав (ст. 152 Гражданского кодекса РФ) и потребовать опровергнуть их в той же форме, в какой они были распространены, при условии несоответствия их действительности.

Условия обращения в суд

Гражданин вправе обратиться в суд при наличии следующих условий:

  • факта распространения сведений;
  • их порочащего характера;
  • несоответствия действительности.

Распространением является сообщение информации хотя бы одному лицу тем или иным способом (лично, путем публикации в СМИ и интернете, отражением в характеристиках и иной документации, озвучивание в публичных выступлениях и т.п.).

В качестве порочащей рассматривается информация о том, что человек допустил нарушения действующих законов, совершил нечестный поступок, не этично вел себя в обществе, проявлял недобросовестность, осуществляя экономическую деятельность или нарушал этику ведения дел.

Несоответствующей действительности признается информация о фактах и событиях, которые не происходили в реальной жизни и не могут быть подтверждены сообщающим о них лицом.

Обращение в суд

При  обнаружении в сети Интернет негативного отзыва следует действовать по следующему алгоритму:

  • Собрать доказательства того, что негативный отзыв был размещен в публичном доступе (произвести нотариальный осмотр страницы ресурса с негативным отзывом);

требование удалить негативный отзыв

  • Обратиться к лицу, разместившему негативный отзыв, или к владельцу Интернет-ресурса с требованием удалить отзыв.

Законом не установлена обязанность пострадавшего лица обращаться с претензией к ответчикам, поэтому данное действие не является обязательным и совершается по усмотрению заявителя.

  • Составить исковое заявление и направить его в суд по месту нахождения или жительства ответчика.
  • Получить положительное судебное решение и убедиться, что информация была опровергнута тем способом, на который указал суд.

Содержание искового заявления о защите чести, достоинства, деловой репутации

В документе должны содержаться информация о:

  • наименовании судебного органа;
  • заявителе и ответчике (авторе статьи, лице, распространившим информацию);
  • требованиях заявителя;
  • доказательствах, на которых основаны требования;
  • дате подачи и подписи заявителя.

Заявитель вправе требовать:

  • опровергнуть или удалить сведения;
  • возместить причиненные убытки;
  • компенсировать моральный вред

Приложение к исковому заявлению

  • документы, подтверждающие отправку копий иска с приложением ответчику;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документы, подтверждающие распространение информации ответчиком;
  • доказательства недостоверности такой информации;
  • расчет суммы, требуемой в качестве компенсации.

Что делать, если автор негативного отзыва не установлен?

В сети Интернет пользователи нередко скрывают свое имя за различными логинами и никами. В такой ситуации бывает невозможно получить достоверные сведения об авторе негативного отзыва.

Тем не менее  и в этом случае закон не лишает заявителя права обратиться в суд. Только обращение будет рассматриваться судом в порядке особого производства, а не искового. Суд будет устанавливать сам юридический факт размещения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

удаление негативного отзыва из интернета

Установив такой факт, суд возложит на владельца-интернет ресурса, на котором размещен негативный отзыв, обязанность по удалению этого отзыва.

Скачать заявление об установлении факта размещения негативного отзыва и об удалении его из интернета

Таким образом, правом защищать свои честь, достоинство и деловую репутацию в РФ наделен любой гражданин. Одним из методов защиты при размещении в сети Интернет негативного отзыва является обращение в суд, который может не только принудить ответчика опровергнуть ложную информацию, но и компенсировать нанесенный пострадавшему моральный вред и материальный ущерб.

Обратитесь за консультацией к юристу!

ВНИМАНИЕ! Законодательство в России постоянно меняется, поэтому информация в данной статье могла устареть! Для получения актуальной юридической помощи звоните нам по телефонам: +7 (499) 964-50-22; +7 (901) 5555-022