Каждый человек имеет конституционно закрепленное право защищать свои честь, достоинство и деловую репутацию любыми не запрещенными законом способами. В последнее время участились случаи размещения в сети Интернет необоснованных негативных отзывов. Такие отзывы могут размещаться по заказу недобросовестных конкурентов. В данной статье рассмотрим, что делать в таких случаях лицу, о котором разместили отзыв, несоответствующий действительности.
Честь, достоинство и деловая репутация — что это такое.
Под честью подразумевается общественная оценка общества моральных качеств конкретного человека. Достоинство представляет собой внутреннюю оценку своих качеств, способностей и поступков. Понятие деловой репутации чаще всего применяется к юридическим лицам и характеризует оценку деловых качеств организации или индивидуального предпринимателя обществом.
Условия обращения в суд
Гражданин вправе обратиться в суд при наличии следующих условий:
- факта распространения сведений;
- их порочащего характера;
- несоответствия действительности.
Распространением является сообщение информации хотя бы одному лицу тем или иным способом (лично, путем публикации в СМИ и интернете, отражением в характеристиках и иной документации, озвучивание в публичных выступлениях и т.п.).
В качестве порочащей рассматривается информация о том, что человек допустил нарушения действующих законов, совершил нечестный поступок, не этично вел себя в обществе, проявлял недобросовестность, осуществляя экономическую деятельность или нарушал этику ведения дел.
Несоответствующей действительности признается информация о фактах и событиях, которые не происходили в реальной жизни и не могут быть подтверждены сообщающим о них лицом.
Обращение в суд
При обнаружении в сети Интернет негативного отзыва следует действовать по следующему алгоритму:
- Собрать доказательства того, что негативный отзыв был размещен в публичном доступе (произвести нотариальный осмотр страницы ресурса с негативным отзывом);
- Обратиться к лицу, разместившему негативный отзыв, или к владельцу Интернет-ресурса с требованием удалить отзыв.
- Составить исковое заявление и направить его в суд по месту нахождения или жительства ответчика.
- Получить положительное судебное решение и убедиться, что информация была опровергнута тем способом, на который указал суд.
Содержание искового заявления о защите чести, достоинства, деловой репутации
В документе должны содержаться информация о:
- наименовании судебного органа;
- заявителе и ответчике (авторе статьи, лице, распространившим информацию);
- требованиях заявителя;
- доказательствах, на которых основаны требования;
- дате подачи и подписи заявителя.
Заявитель вправе требовать:
- опровергнуть или удалить сведения;
- возместить причиненные убытки;
- компенсировать моральный вред
Приложение к исковому заявлению
- документы, подтверждающие отправку копий иска с приложением ответчику;
- квитанция об оплате госпошлины;
- документы, подтверждающие распространение информации ответчиком;
- доказательства недостоверности такой информации;
- расчет суммы, требуемой в качестве компенсации.
Что делать, если автор негативного отзыва не установлен?
В сети Интернет пользователи нередко скрывают свое имя за различными логинами и никами. В такой ситуации бывает невозможно получить достоверные сведения об авторе негативного отзыва.
Тем не менее и в этом случае закон не лишает заявителя права обратиться в суд. Только обращение будет рассматриваться судом в порядке особого производства, а не искового. Суд будет устанавливать сам юридический факт размещения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.
Установив такой факт, суд возложит на владельца-интернет ресурса, на котором размещен негативный отзыв, обязанность по удалению этого отзыва.
Скачать заявление об установлении факта размещения негативного отзыва и об удалении его из интернета
Таким образом, правом защищать свои честь, достоинство и деловую репутацию в РФ наделен любой гражданин. Одним из методов защиты при размещении в сети Интернет негативного отзыва является обращение в суд, который может не только принудить ответчика опровергнуть ложную информацию, но и компенсировать нанесенный пострадавшему моральный вред и материальный ущерб.