Управляющая компания, добросовестно обслуживающая многоквартирный дом, – это большая находка. Её выбирают на общем собрании жильцов и доверяют функции заботы об общем состоянии дома. Отношения между собственниками и управляющей компанией регулируются с помощью договора. Но если УК не выполняет свои обязательства перед владельцами квартир, стоит действовать сразу. Ведь выставленные счета оплачиваются исправно, значит и обслуживание дома должно осуществляться добросовестно.
За что отвечает управляющая компания
Приобретая квартиру в многоквартирном доме, владелец становится участником общей собственности. На него автоматически возлагаются обязанности содействия в вопросах управления. Однако не всем удобно этим заниматься по причинам личной занятости и несовпадения графиков работы. Для этого существует управляющая компания. Она должна следить за эксплуатацией и содержанием общедомового имущества.
Управляющая компания выполняет следующие функции по договору:
- обеспечение жильцов коммунальными услугами;
- своевременное техническое обслуживание всех инженерных систем;
- управление по использованию общедомового имущества;
- ремонт и уборка помещений, уборка дворовой территории, очистка крыш от снега, уборка опасных деревьев;
- меры по поддержанию оптимальной температуры в квартирах в зимнее время;
- посреднические услуги с ресурсоснабжающими компаниями.
Собственники имеют право на полный отчет от управляющей компании о выполненных услугах. Каждый желающий может контролировать выполнение и сроки плановых ремонтных работ. Такой план утверждается ежегодно и подтверждается отчетом в конце текущего года.
Права собственников многоквартирного дома
Жильцы несут ряд обязанностей по отношению к пользованию объектами общедомового фонда. К ним относится своевременная плата за коммунальные услуги, соблюдение режима тишины, пожарной безопасности помещений, правильная парковка во дворе. Также с приобретением собственности владельцы квартир получают право на получение всех необходимых услуг, касающихся эксплуатации жилья.
Собственники в многоквартирном доме имеют право:
- напрямую обращаться в управляющую компанию и получать обратную связь по своим запросам и жалобам;
- регулярно получать отчет о проделанных работах;
- оценивать качество выполнения услуг и обращаться с претензией;
- получать информацию об отсутствии задолженности;
- пользоваться платными дополнительными услугами управляющей компании;
- сменить управляющую компанию с помощью голосования.
Когда жаловаться на управляющую компанию
Жильцы всегда могут подать жалобу в случаях, если произошли следующие ситуации:
- завышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги;
- некачественная уборка придомовой территории и в подъезде;
- неисполнение по полученным заявкам;
- использование общедомовой собственности в коммерческих целях без ведома собственников;
- разглашение персональных данных о жильцах.
Куда жаловаться на управляющую компанию
При любой ситуации неисправности в доме или появления вопросов о тарифах в полученных квитанциях следует обратиться к дежурному представителю управляющей компании. Результатом обращения будет отработка заявки или письменный ответ на запрос.
В случае неудовлетворительной оценки с письменной жалобой сначала нужно обратиться к директору управляющей компании. При отсутствии реакции следующим органом, куда можно пожаловаться, является городская администрация.
Для того, чтобы на заявление быстро отреагировали, нужно позаботиться о том, чтобы на письме был указан точный адрес и верное наименование Отдела администрации. Чем конкретнее будет составлено описание проблемы, тем больше шансов, что требования будут рассмотрены. Параллельно можно направить письмо в государственную жилищную инспекцию. У инспекции есть все полномочия для проведения служебной проверки и выявления нарушений. Возможно, после этого виновные лица будут привлечены к административной ответственности и выплатят штраф.
Подача жалобы возможна в трех вариантах:
- Личное посещение
- Отправка заказного письма почтой;
- Электронное обращение через сайт жилищной инспекции.
При несогласии цен на услуги, выставляемых управляющей компанией, есть возможность пожаловаться на сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В установленные сроки ФАС проведет проверку.
Используя законное право на защиту интересов потребителей, можно направить заявление в Роспотребнадзор.
В заявлении могут быть указаны различные причины:
- несоответствие реальных и запланированных расходов в отчете;
- незаконное превышение тарифов и стоимости услуг ЖКХ;
- неправильное составление договора с собственниками, нарушающее их права;
- запрос анализа финансовой отчетности управляющей компании;
- незаконное использование общедомовой территории в коммерческих целях.
Районная прокуратура поможет только в случае отсутствия ответа или бездействия вышеупомянутых служб. Она рассмотрит все жалобы, проверит какие меры принимались для решения проблемы, и в течение 30 дней составит акт для привлечения к ответственности, в случае выявления нарушений.
Обращение в суд с иском на управляющую компанию
Самые сложные вопросы решаются в суде. Здесь жильцы дома смогут не только защитить свои права, но и рассчитывать на компенсацию морального вреда. В суд нужно будет предоставить все копии своих жалоб и письменные ответы на них.
Истец может претендовать на выполнение своих требований к управляющей компании устранить недостатки в обслуживании дома или взыскать компенсацию за полученный ущерб. Ответчик должен будет выполнить выданное предписание и устранить нарушения в указанные сроки.
На сайте судов уже опубликовано много судебных решений из практики в пользу собственников. При серьезных нарушениях управляющей компании грозит лишение лицензии.