Многие водители сталкиваются с ситуацией, когда по прибытии на место, где они оставили свою машину, они обнаруживают, что осуществляется эвакуация автомобиля. Транспортное средство цепляют специальными тросами и поднимают над землей для установки на платформу эвакуатора. И за этой процедурой наблюдает инспектор ГИБДД.
Если эвакуатор еще не начал движение, а нарушение возможно устранить, проблема с эвакуацией разрешается на месте. Но бывают и такие случаи, когда сотрудники ГИБДД не принимают доводы автовладельцев и забирают машину.
На что следует ссылаться водителю в общении с сотрудником ГИБДД.
Чтобы аргументировано доказать свою правоту, необходимо руководствоваться нормами закона. Нужно понимать, в каких ситуациях можно избежать эвакуации, и на какие нормы следует ссылаться при беседе с инспекторами.
Во-первых, необходимо помнить о положениях части 1.1 статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ.
Закон гласит, что задержание автомобиля должно быть прекращено, если соблюдены следующие условия:
- автомобиль-эвакуатор еще не начал движение;
- на месте эвакуации присутствует владелец транспортного средства, который в состоянии устранить нарушение и управлять автомобилем без нарушения ПДД РФ.
При соблюдении этих условий эвакуация автомобиля на специальную стоянку не производится.
Другим нормативным актом, который также можно привести в качестве доказательства своей правоты, является пункт 246 регламента МВД России № 664 от 23 августа 2017 года.
Он регулирует порядок надзора за участниками движения на дорогах. Согласно документу если владелец автомобиля может устранить нарушение и может управлять транспортным средством без нарушений ПДД РФ, эвакуация автомобиля на спецстоянку прекращается.
Согласно вышеуказанным нормативным актам владелец автомобиля, появившийся до того, как начнется движение автоэвакуатора, имеет право остановить эвакуацию. Для этого водитель должен предоставить документы на автомобиль и устранить причину эвакуации.
Например, при эвакуации автомобиля из-за стоянки в неположенном месте, водитель может перегнать машину на другую парковку, где будет разрешена стоянка.
Если водитель пьян, или другие обстоятельства не позволяют ему управлять машиной, процесс эвакуации будет завершен в обычном режиме.
Когда эвакуация останавливается и нарушение устраняется, оплачивать задержание автомобиля не нужно. Если же процедуру эвакуации невозможно прекратить, то необходимо соблюдать правила по задержанию транспортного средства.
Порядок эвакуации автомобиля.
Из пункта 250 Регламента о задержании транспортного средства (далее — «Регламент») и статьи 27.13 КоАП РФ следует, что процедура эвакуации оформляется протоколом, который составляется при задержании автомобиля. Протокол о задержании автомобиля инспектор оформляет в присутствии владельца транспортного средства.
Если водителя нет, то понятые должны присутствовать и удостоверить документ, подтверждающий законность действий сотрудника ГИБДД.
В случае отсутствия водителя и понятых задержание автомобиля должно быть зафиксировано при помощи видеозаписи.
В соответствии со статьей 251 Регламента протокол о задержании автомобиля подписывает сотрудник, ответственный за эвакуацию, понятые при их наличии и водитель, участвующий в процессе производства по делу об административном правонарушении.
Если водитель не подписывает протокол, данный факт фиксируется в указанном документе. После того, как протокол составлен, его копия вручается лицу, в отношении которого проводились мероприятия.
Согласно пункту 252 Регламента инспектор сообщает владельцу автомобиля место хранения транспортного средства. Также инспектор должен разъяснить, как вернуть автомобиль, и какие действия необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию.
Несоблюдение всех или некоторых положений этого документа может повлечь за собой признание действий инспектора ГИБДД незаконными, а его действия незаконными. В случае совершения таковых действий водитель вправе обжаловать их в судебном порядке.